2012
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

 

Упражнения для выработки правильного произношения звука P Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

 

Упражнения для выработки правильного произношения звука P

 

Чьи зубы чище?

Цель . Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание . Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Рекомендации!

  • Г убы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 

Маляр

Цель . Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание . Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Рекомендации!

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.



Кто дальше загонит мяч

Цель . Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание . Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Рекомендации!

  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • Нельзя надувать щёки.
  • Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.



Вкусное варенье

Цель . Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Рекомендации!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.



Индюк

Цель . Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Рекомендации!

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.



Барабанщики

Цель . Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание . Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Рекомендации!

  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик яыка не должен подворачиваться.
  • Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

 

 

 

 

 

 

Прежде чем произнести вслух скороговорку, сначала нужно четко и медленно - по слогам произнести ее в уме (про себя).

Затем, не торопясь попробовать сказать ее вслух. Когда начнет получаться медленно, можно постепенно прибавлять скорость.

 

Скороговорки для автоматизация звуков Р и Рь

 

На горе, на горке

Горько ревет Егорка.

 

На дворе – трава,

На траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора!

 

Во дворе - горка,

Под горой- норка.

В этой норке

Крот стережет корку.

 

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

 

 

 

 

Скороговорки для дифференциации звуков Р-Л

 

Корабль лавировал, лавировал,

Лавировал, лавировал,

Да невылавировал.

 

Кириллу на рынке

Купили крынку.

 

Лара и Валя играют на рояле.

 

Пришел Панкрат с домкратом.