2012
Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

 

Умножение - это умное сложение!

Раздел "Умножение и деление" – один из наиболее сложных в курсе математики начальных классов. Основой его понимания и усвоения является знание таблицы умножения.

Чтобы усвоить информацию, необходимо "задействовать особый психологический механизм, который соединил бы в себе чувственные и рациональные формы познания мира, т.е. действия, обусловленные, с одной стороны, непосредственным созерцанием, а с другой – абстрактно-логическим мышлением". Р.Арнхейм и В.П. Зинченко назвали его "визуальным мышлением" – мышлением с постоянной опорой на зрительный образ.

Наглядные пособия по изучению таблицы умножения, основанные на пространственно-цветовом восприятии информации, как раз и создают условия для развития визуального мышления. Они выполняют роль "опорного образа, наполненного исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке", представляют собой образные модели как инструмент, облегчающий мышление и психическую деятельность через мыслеобраз, и как инструмент общения и деятельности.

В подготовительный период работы по разделу "Умножение и деление" необходимо познакомить учеников с конкретным смыслом действия умножения, названием компонентов, переместительным и распределительным законами умножения, что создаст теоретическую базу для изучения таблицы умножения. При закреплении знаний удобно также опираться на минимизацию таблицы умножения. Множимое представляется кружком, разделенным на доли. Информация, данная в таком виде, позволяет использовать знания в новых условиях и осуществить пропедевтику изучения долей и дробей.

При знакомстве с названиями компонентов мы рекомендуем число, которое умножаем (то есть повторяемое слагаемым), называть множимым, а на которое умножаем – множителем (он показывает, сколько раз повторяется множимое).

 

Еще древние греки утверждали, что из трех способов получения знаний первый по эффективности – сделать что-то самому, второй – увидеть, как это делает другой, а третий – услышать об этом от кого-то. Поэтому наряду с демонстрационными наглядными пособиями широко используются индивидуальные пособия. Процесс их изготовления позволяет развивать и закреплять у детей трудовые навыки и одновременно способствует усвоению табличного умножения и деления – недаром говорится: "Умелые руки – помощники науки".

 

Начинать работу по таблице умножения следует с изучения умножения числа 1. Но этот урок имеет свою специфику: не требуется запоминать столбик таблицы, а нужно уяснить общее правило. Главной целью урока является знакомство детей с единым алгоритмом изучения таблицы умножения.

 

Самуил Маршак, "Дважды два"

Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.

Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.

 

 

 

Игра "Школа"

Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. "Учитель" показывает пример в столбике, а "ученик" – ответ в "домике", построенном "учителем" на доске. "Ученик" должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда "учитель" должен поправить "ученика", напомнить ему "узелки на память".

Учитель : Сейчас вы будете играть в "Школу". Ученики, сидящие на рядах слева, будут "учителями", а справа – "учениками". "Учитель" показывает пример в столбике (полоска с ответами подогнута внутрь), а "ученики" показывают ответ в "домике".

Можно подсказать "учителям", что сначала лучше показать пример полегче, затем – более трудный. После вступительных комментариев учитель дает звонок на урок (звонит колокольчиком), который продолжается 1–2 минуты, и звонок с урока.

Далее анализируются итоги проведенного урока:
– Пусть поднимут руки те "учителя", чьи "ученики" не допустили ошибок. (Обычно все поднимают руки.) 
Можно похвалить их за отличную работу.
– А есть ли "ученики", которые допустили ошибки? Как вы им помогли? Справятся ли теперь ребята с этими примерами? Оцените их работу.

Таким образом, все ребята проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний. Созданная игровая ситуация способствует раннему выявлению ошибок, не дает им укрепиться в памяти детей. Повышается ответственность и "учителей", и "учеников" за качество учебы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Затем "учителя" и "ученики" меняются ролями, и начинается новый "урок".

Дома дети могут поиграть в "Школу" с родителями, сестрами и братьями. Главная задача состоит в том, чтобы в памяти учеников зафиксировалась и сохранилась таблица умножения числа 2 по порядку.

На втором уроке работа продолжается. Можно начать с игры в "Школу", а затем составить таблицу умножения числа 2 не по порядку, а вразброс.

 

 

 

 

 

ФЕЯ УМНОЖЕНИЯ

Когда на абрикосовых деревьях завязались плоды, цифры решили посчитать их, но, увы, такие длинные примеры не помещались в тетради.

«У меня есть обои для ремонта», — сказал Нолик.

Все похвалили его за изобретательность. Единица развернула обои и начала писать: 1+1+1+1+1... Длинные рулоны зазмеились возле домика каждой цифры, только Двойка написала на них: 2+2+2+2+2..., а Тройка — 3+3+3+3+3...

Незнакомый голос красавицы феи прервал их подсчеты:

«Здравствуйте, цифры»! Серебристые волосы струились по плечам феи. В руке она держала серебристый крестик, повернутый наискосок. И ларчик у феи тоже был серебристый.

— Я — фея Умножения, — объяснила незнакомка, — моя младшая сестра — фея Сложения, попросила меня помочь вам. Волшебный знак умножения в одну минуту умножит то, что моей сестре пришлось бы складывать полчаса. — Фея взмахнула серебристым крестиком, и все единицы, написанные на рулоне, исчезли. Вместо них появился пример: 500х1=500.

— Пожалуйста, умножьте и мои тройки, никак не могу сложить их без ошибок, — попросила Троечка.

— Это не так быстро, — ласково сказала фея, — сначала нужно выучить таблицу умножения на три.

— Я не смогу ее выучить, у меня очень плохая память, — расстроилась Тройка.

— А ты представь, что печешь треугольное печенье и кладешь в каждое по три вишенки. Сколько вишен потребуется для пяти штук? — спросила фея.

— Пятнадцать. Это я знаю, ведь я часто его пеку, — рассмеялась Троечка.

— Так это и есть таблица умножения на три: 3х5=15, — объяснила фея.

— Отлично! Значит, я знаю таблицу умножения! — обрадовалась Троечка и запела свою любимую песенку про вишневое печенье на новый лад:

 

Печем, печем печенье,
Вишневый аромат,
Положим по три вишенки
Мы в каждое подряд.

Для двух печеньев — шесть,
Для трех печеньев — девять,
Для четырех — двенадцать,
Пятнадцать — для пяти.

Ты восемнадцать ягодок
Найдешь в шести печеньях,
В семи — двадцать одну,
В восьми — двадцать четыре.

 

А сколько будет вишенок
Во всех других печеньях
Ты сам узнаешь, если
Ты выучишь таблицу.

Пекись, пекись печенье,
Вишневый аромат.
Таблицу умножения
Все цифры знать хотят.

 

 

 

 

 

Игра «Смешная таблица»

Попросите детей перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается на доске. Поделите детей на пары и предложите им сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные на доске слова, например:

Если два глаза увидят одну маму, то... (в них появится два отражения маминой улыбки: 1х2=2);

Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);

Если две ноги три часа пинают мяч, то... (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);

Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то... (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);

Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то... (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);

Если в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);

Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);

Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то... (нужно чихнуть
шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);

Если вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);

Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);

Если два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).

Педагог зачитывает первую половину задачи, все остальные угадывают, что получится в результате.

 

 

 

 

 

 

Советы от мам: как выучить с ребёнком таблицу умножения.

 

Я сразу научила СЧИТАТЬ таблицу, т.е. 7*5=7+7+7+7+7
Вот так мы сначала научились считать таблицу умножения, а потом очень легко запомнили ответы. Если забывает - быстро в уме подсчитывает от ближайшей цифры, какую помнит.

 

Надо понять смысл умножения:

первый множитель - повторяющееся слагаемое, второй - сколько раз оно складывается
5+5+5 =5*3
156 + 156 +156 +156 умножением записать можно 156*4
2) присчитывать двойками, тройками и т.д.
т.е. 2 , 4, 6, 8, 10 и т.д.
3, 6, 9, 12, 15, .... и обратно

 

я своего не заставляла учить таблицу умножения. Давала ежедневно решать 1 пример на умножение, многозначное на многозначное число в столбик. Что-то типа 3654832х345. При этом давала таблицу умножения и разрешала пользоваться без ограничения. Вроде как всего один пример и ему самому интересно было что получился (дело было в первом классе еще). Потом проверяли на калькуляторе и восторгались, что мы умнее калькулятора . Через какое-то время он сам перестал смотреть в таблицу.

 

При умножении на 9 сумма цифр всегда 9, причём первая цифра на 1 меньше второго множителя.
Например 7 х 9 пишем цифру 6 и добавляем до 9 цифру 3. Ответ 63
При делении на 9 надо просто первую цифру увеличивать на 1. Например, 54 : 9 получается 6.

 

Трудные случаи (и не только) повесить на видном месте (один пример) на несколько дней и часто спрашивать,причём не только на умножение,но и на деление.
7 ч 8 = 56, 7 умножить на 8, 8 умножить на7, 56 разделить на7, 56 разделить на 8 ...

 

 

 

 

 

Рекомендуем

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Таблица умножения в стихах

Плакат "Таблица умножения до 12". Скачать.

Текст песни "Дважды два - четыре"