2012
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

 

Портфолио школьника / дошкольника В последнее время очень многие учителя и воспитатели обязаны составить на каждого своего "подопечного" портфолио.

Но, в то же время, не все знают как его сделать.

 

Во-первых, сразу скажем, что портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада или школьного класса.

Далее поговорим именно о индивидуальных портфолио.

 

 

Положение о портфолио

ученика начальных классов

 

1. Общие положения

  • Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

  • Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

  • Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

  • В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.

 

2. Цели и задачи.

2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

  • поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

  • формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования ученика;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

 

2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

  • Диагностическую : фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

  • Целеполагания : поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

  • Мотивационную : поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

  • Содержательную : максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

  • Развивающую : обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

  • Рейтинговую : показывает диапазон и уровень навыков и умений.

 

 

3. Порядок формирования портфолио

3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления портфолио: 1 - 4 года (1 - 4 классы начальной школы). 

3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

 

 

4. Структура портфолио ученика начальной школы:

4.1. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

  • Титульный лист (оформляется педагогом)

  • Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями). 

  • Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.) 

  • Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)

  • Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)

  • Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)

 

4.2. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

  • О сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

  • Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

 

4.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

Положение о портфолио дошкольника

 

1. Общие положения

Портфолио школьника / дошкольника 1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио дошкольника как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

1.2. Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

1.3. Портфолио дошкольника является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др.

1.4. Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять его активность и самостоятельность;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

1.5. Портфолио дошкольника дополняет традиционные диагностические методики.

 

 

2. Порядок формирования портфолио дошкольника

2.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

2.2. Период составления портфолио дошкольника: 1 - 2 года (средняя, подготовительная группы ДОУ).

2.3. Ответственность за организацию формирования портфолио дошкольника и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на педагога группы предшкольной подготовки и старшего воспитателя ДОУ.

2.4. Портфолио дошкольника хранится в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

2.5. При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей (законных представителей).

 

3. Структура, содержание и оформление портфолио дошкольника

3.1. Портфолио дошкольника имеет:

  • титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;
  • основную часть, которая включает в себя странички о ребенке, его семье, друзьях, режиме дня дошкольника, его любимых играх, творческих работах, спортивных достижениях, учебных успехах, любимых книгах, путешествиях и праздниках, а также пожелания ребенку;
  • содержание.

 

3.2. В портфолио дошкольника можно поместить:

  • документы (результаты индивидуальной диагностики, копии дипломов, наград, удостоверения об участии в конкурсах и пр.);
  • работы дошкольника (рисунки, аппликации, копии выполненных учебных заданий и тестов и пр.);
  • фотографии;
  • видеоматериалы.

 

3.3. Для того чтобы пошагово проследить процесс преодоления детьми затруднений, в портфолио помещаются работы детей с повторяющимися заданиями, которые выполнены одним и тем же ребенком в разные периоды предшкольной подготовки.

3.4. Материалы для портфолио дошкольника собираются педагогами ДОУ совместно с детьми и их родителями (законными представителями) по результатам информационно-разъяснительной работы с ними.

3.5. Портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким. Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком.

3.6. Ребенок должен принимать участие в выборе красочной и нарядной папки для портфолио дошкольника.

3.7. Разделы портфолио дошкольника необходимо систематически пополнять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В портфолио можно сделать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной» (день рождения, знак зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка, генеалогическое древо)
  • «Я расту» (1. вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах; 2. прописывать умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год, например, научился выговаривать звук  "р", считать до 5 и т. д.)
  • «Моя семья» (фотографии членов семьи и ребёнка, рисунки ребёнка. Каждое дополняется рассказом.)
  • «Мои друзья» (тк же как рубрика «Моя семья»)
  • «Мои работы» (работы детей, сделанные своими руками (или их фотографии) с датой и темой работы.)
  • «Другие обо мне» (рассказы родителей, бабушек / дедушек, воспитателей / учителей, друзей, родственников о том, какой ребёнок на их взгляд)
  • «Размышления вслух» (высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.)
  • «Мои достижения» (грамоты, благодарственные письма и т. д.)